Написать автору
Оставить комментарий

avatar

ОПЕРАЦИЯ «АБЕРРАЦИЯ»

В пятницу, да ещё 13-го числа, так и жди неприятностей. На сей раз уже, казалось, беда миновала, но вдруг в 19.10 в передаче «Особое мнение» на радиоволне «Эха Москвы» слышу из уст эрудированнейшего Михаила Веллера сравнение чего-то там политического с «чеховской унтер-офицерской вдовой»!Бедный Гоголь… Зря старался в своей бессмертной комедии…

И ни о чём уже не мог думать кроме подобных отклонений от Пушкина («Чем меньше женщину мы любим, тем БОЛЬШЕ нравимся мы ей»), Крылова («Из дальних странствий ВОЗВРАТЯСЬ»), Тютчева («Как НАШЕ СЛОВО отзовётся») и т. д. и т. п.

В конце концов пришла в голову мысль — а не предложить ли коллегам аутотренинг во избежание подобной аберрации памяти? Вспомнить, например, не заглядывая ни в роман, ни в Интернет, в какой день недели были именины Татьяны Лариной, ставшие роковыми для Ленского. А ещё — когда перед этим выпал первый снег…

Не подумайте, что сам я такой уж белый да пушистый. Каюсь, однажды на встрече со старшеклассниками, характеризуя творческую доминанту поэтов-шестидесятников, залпом выдал такое восьмистишие:

Меня пугают формализмом.

Как вы от жизни далеки,

Пропахнувшие формалином

И фимиамом старики!

Искусство ваше и прилежно,

И в звания облечено,

И всё-таки оно тележно

И в век ракет обречено.

Никто ничего не заметил, не спросил, не поправил. Даже милая учительница (много младше меня), организовавшая эту встречу.

А вы заметили? Чур, без Интернета!

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

(E-mail не будет опубликован)

Текст письма

captcha

Комментарии — 5

  1. Борис Вольфсон

    Дорогой Николай Михайлович! Стыдно признаться, но в интернет я все же заглянул и выяснил, что в первой строфе вместо «стариков» должны быть «знатоки». Но это мелочи. Существеннее, что я вообще не обнаружил процитированной Вами второй строфы. Там есть продолжение, но совсем другое. Пытался найти, откуда оно взялось, и не сумел. Теперь страдаю…

  2. Александр Смирнов

    А я узнал без Инета как раз вторую часть — Евтушенко. И даже сомнения возникли в правильности цитаты. Что-то все-таки смутило, а вот что именно, вспомнить не смог. И название стихотворения вспомнить не смог. Все-таки Инет — великая вещь, хоть и помойка. Пришлось тоже заглянуть. Как же без него-то!
    Е. Евтушенко. «Ракеты и телеги». И нашел, что именно смутило. Не «облЕчено», а «облАчено».
    Думаю, в этом и есть суть подвоха дорогого Николая Михайловича! Потому что, коль речь шла о «доминанте поэтов-шестидесятников», то соединение в одной цитате Вознесенского и Евтушенко не столь уж страшно.)))

  3. Олег Лукьянченко

    Немножко заступлюсь за Веллера — он в конце передачи сам себя поправил и покаялся.

    Про именины Татьяны не помню, а вот снег выпал в ночь со 2 на 3 января по старому стилю; соответственно с 14-го на 15-е по новому; нередко приходилось ссылаться на этот факт, когда народ жаловался, что вот, дескать, в наши времена не те зимы стали…

    Что у Вознесенского не было слова «старики», мне бросилось в глаза, а евтушенковскую строфу вообще никогда не слышал.

    В целом инициативу Николая Михайловича по актуализации нашей эрудиции одобрительно приветствую!

  4. Борис Вольфсон

    Между прочим, в 20-м и 21-м веках 2 января старого стиля соответствует 15 января нового стиля, так как разница между двумя календарями (юлианским и григорианским) достигла 13 суток. Но в 19-м веке она составляла 12 суток. Так что Олег Алексеевич сопоставил даты совершенно правильно. И еще одна подробность. А.С. Пушкин родился в 1799 году, то есть в 18-м веке. А тогда разница двух календарей равнялась 11 суткам. В этой связи вопрос: какого числа по старому стилю родился Александр Сергеевич, если по новому стилю мы празднуем день его рождения 6 июня?

  5. Александр Смирнов

    В продолжение темы.
    В печатном издании моего двухтомника «Я всех вас безумно люблю» есть такой абзац:
    «Без юбилея у нас никак нельзя, всё обязательно к дате приурочить надо и „в свете решений“. Интересно, Андрей Рублёв иконы тоже исключительно в пасхе писал? Или Васнецов „Последний день Помпеи“ к юбилею извержения Везувия?» (Часть I. Театральный дивертисмент. Кормушка).
    Вопрос задавать не буду, аберрация очевидна.
    То, что в первоначальном варианте рукописи упоминалась картина «Богатыри», но пример показался мне не очень удачным и я его заменил — разумеется, не оправдание.
    Любопытно другое.
    После выхода книги (в 2004 г.) прошло более трех лет. К тому времени разошлось несколько сотен экземпляров. Среди моих друзей и знакомых немало художников, актеров, писателей. Почти все они прочли этот двухтомник. Были отзывы, обсуждения, дифирамбы и замечания.
    И вот — случайная встреча с одноклассником. Дружили с первого класса, когда-то я познакомил его с девушкой, которая потом стала его женой и т. д., и т. п. Но со временем пути наши как-то разошлись и последние лет 10 не виделись. Приглашаю в гости.
    Через несколько дней он приходит с женой — застолье, разговоры, воспоминания… Он всю жизнь сварщиком проработал, она на заводе техником, недавно на должность инженера перевели. Вдруг выясняется, что двухтомник мой у них есть (а я как раз подарить собирался!) — давно еще купили и даже прочитали. Мне, конечно, приятно, жду, что будут добрые слова говорить. Но первое, что услышал от старой знакомой:
    — Только что же ты там ерунду про Васнецова написал?
    Я, конечно, удивился.
    — Про Васнецова я вообще не писал. О местных художниках есть глава, а о Васнецове ничего не было. Ты, наверное, что-то перепутала.
    — С чем я могла перепутать? Я за последние годы, кроме твоей книги, вообще ничего не прочитала. Есть у тебя там про Васнецова.
    Я все еще не верю, спрашиваю с хитринкой:
    — И что же у меня там про него написано?
    — Что он «Последний день Помпеи» написал. А, насколько я помню, это картина Брюллова.
    Я бегу за книгой, лихорадочно листаю, ищу, нахожу и ужасаюсь.
    А ведь книга в издательстве два раза корректуру прошла (что нынче вообще редкость!), и еще до издательства, в рукописи, человек пятнадцать прочитали, но ни артисты, ни писатели, ни художники не заметили. И только ребята-работяги увидели, и устыдили. И правильно сделали!
    Вот так небрежно мы пишем! Вот так небрежно мы читаем!
    Кто из авторов не ужасался, подсчитывая ошибки и опечатки в своей новенькой, только что вышедшей книге? А ведь сколько раз при подготовке все было проверено, перечитано, исправлено!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписаться на комментарии

Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.