Написать автору
Оставить комментарий

avatar

«45»: СТАВШИЙ ЕДИНОЮ РОДИНОЙ ЗВУК

Преамбула к этому большому материалу будет предельно короткой. Ставрополь, он же — Град Креста. 19 июня 2015 года. Межрегиональный форум творческих союзов «Белая акация» набрал обороты. Ставропольская краевая универсальная научная библиотека имени М. Ю. Лермонтова. Конференц-зал. Слово — участникам встречи, посвящённой 25-летию проекта «45-я параллель», награждению лауреатов конкурса «45-й калибр» и презентации антологии «45: русской рифмы победный калибр». Кстати, многие из гостей Ставрополя на следующее утро отправились в Пятигорск и Кисловодск…

Источник — 45parallel.net/45−25-stavropol-2

Юрий Кобрин, Вильнюс:

Я попал на праздник во второй раз. Никогда не думал, живя в отдалённой Прибалтике, на задворках Европы, что в Ставрополе такая хорошая аудитория и исключительно профессиональная литература. Потому что, если вспоминать девяностые годы, то тогда хаос и энтузиазм вынесли на поверхность людей, которые только думают, что они пишут стихи. И сейчас, уже в новом веке, иногда диву даёшься, откуда столько неграмотности, самомнения и приспособленчества.

Слава богу, в «45-й параллели» уровень русской литературы очень высок: и главный редактор, и его заместители — Георгий Яропольский, Ирина Аргутина, как и другие члены редколлегии, — устроили ювелирное сито по пропуску на страницы издания — виртуального или бумажного, — так что все тексты здесь со знаком качества!

Стихи, звучавшие в Ставрополе, создавали удивительную атмосферу доброжелательства и понимания людей разнопишущих, разновозрастных, разнополых, но единочеловечных и взаимоуважительных! У Сергея Сутулова-Катеринича талант не только большого поэта, но и большого объединителя — и как главного редактора «45-й параллели», которая четверть века продолжает и создаёт гуманистические традиции русской литературы, и как человека, не потерявшего интерес к людям, пишущим стихи в иной, так сказать, эстетической манере.

Благодаря конкурсу «45-й калибр» я узнал ранее не знакомого мне поэта из Торжка Василия Рысенкова, совершенно справедливо ставшего «победным» лауреатом, попал под обаяние мужественного баритонального тенораОлега Воропаева, сурового прозаика и поэта из Новопавловска, чувство человеческой приязни вызвало знакомство с творческим тандемом Ольги Андреевой иАлександра Соболева из Ростова-на-Дону, заворожила «Сказкой о влюблённом барабане» Татьяна Фоминова из того же города. Вот уж о них не скажешь, что переизбыток культуры рождает банальности. Нет, они пытаются поднять читателя и слушателя до своего уровня. Непременно прочту в Вильнюсе прозу питерцев Александра Покровского и Николая Прокудина, а «Морским царём» крымчанина Геннадия Васильева непременно заинтересуется подрастающий в Москве мой внук Артём.

Я не называю всех, с кем познакомился. Впечатлений — масса, имён тоже хватает. Искренне благодарю организаторов Форума — в первую очередь, конечно же, неутомимую и яркую Катерину Полумискову. Надеюсь, мой голос услышит губернатор Ставрополья: дело затеяно доброе, светлое, удивительное. Так что: Форум завершился — да здравствует новый Форум!

Ольга Андреева, Ростов-на-Дону:

…Когда зазвучала песня:

Моя безумная страна, моя убогая,

Какому богу ты верна, какому Гоголю?

Какому Грозному дана, какому Сталину?

И, как распутная жена, кому оставлена?.. -

я поняла: встреча будет замечательной, искренней до конца, настоящей, почти невозможной уже в наши осторожные времена вранья друг другу на всех уровнях. Конечно, по стилю текста песни легко узнавался Сутулов-Катеринич, узнаваем он был и во всём стиле праздника — не хочу казённых слов «презентация», «юбилей» — это было пиршество таланта, интеллекта, человеческого общения. И гости с восхищением и любовью смотрели на людей, у которых получилось, — на создателей «45 параллели».

Фестивали открывают нам новых людей, это их первостепенное достоинство. Мои главные открытия в июньском Ставрополе… В том порядке, в котором я слышала их выступления. Как жаль, что нельзя дать целиком прочитанные этими поэтами стихи, в которых они самое точное-то о себе и сказали…

Юрий Кобрин — русский поэт, переводчик литовской поэзии на русский язык; автор 11 стихотворных сборников и 14 книг переводов литовских поэтов; заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Академии естественных наук (ФРГ), кавалер ордена Дружбы (РФ), ордена Гедиминаса (ЛР), медали Гёте (ФРГ), президент Благотворительного фонда поощрения русской культуры имени писателя Константина Воробьёва. Юрий Леонидович поддерживает русскую культуру и русскую поэзию в Литве, что ему даётся порой очень непросто.

Что такое русская поэзия?

Это каждый день ступать по лезвию.

Лучшие читатели империи —

бенкендорфы, дубельты и берии…

В каждую строфу ломились в гости

так, что женских рифм трещали кости!

Что такое русская поэзия?

Душ сгоревших белая магнезия,

ночи без ночлега с папиросами,

жизнь с неразрешимыми вопросами,

Там, где политики режут по живому, дело поэтов — исцелить, соединить два народа, и единственное целебное средство здесь — общечеловеческая культура. Живое с живым — срастётся. Шрамы — да, останутся и войдут когда-нибудь в правдивые учебники нашей общей горькой истории.

«Реве та стогне» не допели мы,

Примёрзла в горле песнь Тарасова…

Язык от Вильнюса до Киева

Не доведёт без переводчика.

Ликует шустро нечисть Виева

Русскоязычного наводчика…

Во главу угла ставится не агрессивность, а подлинный мир и взаимопонимание на всём пространстве русской литературы, на всех её параллелях и меридианах. Поверх политики. (Примерно тем же, наверное, занимается Александр Кабанов в Киеве.)

…Я был здесь тенью слов,

и я хранил молчанье,

когда пустоголов

плевался порицаньем.

Как испытанье, в дар

ниспослан был мне канцер

Но я сдержал удар,

не умер иностранцем.

И русский свой язык

я сохраню дотоле,

покуда не отвык

болеть чужою болью…

Миясат Муслимова — профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Дагестанского государственного университета. Поэт, переводчик, литературный критик. Член Союза журналистов РФ, номинант Всероссийского конкурса имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Сначала Миясат прочла своё волшебное «Возвращение оленя» из цикла о Пиросмани

Вырос ягнёнок спелым

И уронил дыханье…

А затем, совсем неожиданно, — письмо Эльвире Горюхиной:

Самашки — это Хатынь Кавказа.

«Это моя боль и мой стыд», —

говоришь ты

и на седьмом десятке лет

идёшь странницей по военным дорогам

Чечни, Ингушетии, Грузии, Абхазии, Осетии…

Маленькая русская женщина,

учительница русской литературы,

ты для меня — символ великой России,

её огромного сердца, её бескорыстия, её сострадания,

её терпения, любви и веры.

Там, где ослепшая мощь государства

пропускала через жернова человеческие судьбы,

ты стала прибежищем Бога,

скрывающегося от тех, кто его именем

на исходе ХХ века резал горло своему брату.

Эльвира…

Если у нации нет человека,

способного сказать самую горькую правду от её имени,

нация умрёт.

Умрёт, даже если ещё сотни лет будет воспевать себя,

своё мужество, свою силу, свою дерзость.

Она будет умирать до тех пор,

пока не скажет себе:

«Это моя боль и мой стыд»…"

О, как трудно обрывать цитирование… Читайте, читайте Миясат Муслимову!

Василий Рысенков — поэт, агроном, преподаватель русского языка и литературы, победитель конкурса «45-й калибр».

— Я к вам приехал с 55-й параллели, Тверская область, город Торжок. У нас сейчас почти белые ночи. Знаете, у меня ощущение, что я немного в другую Россию попал. Тверская область, Белгородская, Вологодская — они, по большому счёту, почти вымерли. Как есть бесперспективные деревни, так это — бесперспективные области… Представьте себе чувства агронома, когда он приезжает в поля, не только вспаханные, но на которых колосится пшеница. Я понимаю, что здесь проблем тоже очень много, назревших и перезревших, — огромный клубок, а решать их придётся нашим детям. Но ощущение было интересное: что я — в другой России.

Ваш замечательный альманах родился в девяностом году. И я хочу прочесть стихотворение, в котором передам свои ощущения от начала девяностых годов. Время ожиданий, сбывшихся и не сбывшихся. Когда всё могло быть иначе.

Звёзды в девяносто первом сложились скверно:

Если бы бедность и дурь отыскали устье,

Рынок и план сдружились, то я б, наверно,

Был агрономом в ласковом захолустье;

Слушал болтливый овёс на ветру весёлом,

Путал стихи в карманах и накладные,

На мотоцикле гонял по весенним сёлам,

Пил с мужиками в клубе под выходные…

И собрались бы, как пазлы, осколки, части

Зеркала жизни, той, настоящей, доли.

Мне бы ещё открылась формула счастья

В майской зелёной дымке за тёплым полем…

Я, когда посмотрел подборки стихов, присланных на конкурс, был убеждён, что каждый, кто участвовал, достоин самой высокой оценки. Жюри проделало огромную работу. Я знаю это не понаслышке, потому что у нас под Тверью проходит фестиваль — не интернет, это фестиваль живого общения, на который мы пытаемся собрать поэтов со всей России. Вы нашли простой до гениальности выход — через интернет, к которому я всегда относился скептически, а вы среди мутной воды интернета вылавливаете золотых рыбок. Моя особая благодарность Лере Мурашовой, предложившей участвовать в «45-м калибре»!

Звёзды стужей налились, посинели.

Сумрак инеем колючим зарос.

Спит коза в красноармейской шинели,

Бережёт её хозяйка. Мороз!

В самой гиблой деревне мы купим в сельпо ананас…

Косо смотрит разруха в осенние лужи стальные.

Если б всё это видели, верно бы прокляли нас

И колхозники, и крепостные.

И за то, что в округе осталось скота — два кота,

И за то, что туманам так мягко дремать по бурьянам…

Мы живём до беды, без звезды, без мечты, без креста.

И нестрашно лишь глупым да пьяным…

И ещё одно открытие, продолжила после монолога Василия Ольга Андреева, — прекрасный город Ставрополь… «Не устаю влюбляться в города», — есть в моём давнем стихе такая строчка…

Ставропольский край — и его поэты.

Виктор Казаков (Ставрополь) — поэт, работавший в «параллельной» команде образца девяностых. Он, как мне показалось, с трогательной грустью смотрел на подшивку тех лет, которая чуть подрагивала в руках главреда…

— Да, я хочу сказать о девяностых. Во-первых, мы были намного моложе — в два раза. И молодость брала своё! И это правильно. Пусть она всегда берёт своё. Работайте!

Виктор прочёл стихотворение «Лафитник». А мне вспомнилось его же:

Что ж ты, ротный. Был приказ абсурден,

Как его теперь ни разукрась.

Мы потом обсудим и осудим,

Если живы будем, тот приказ.

Поздно… стрелки валятся за полночь…

Нам не спится… Крепко ли ты спишь?

Твой приказ надолго мы запомним,

Нашу память ты не запретишь.

Светлый твой, орденоносный опыт

На солдатской крови не скопить.

Прикажи — мы будем кашу лопать,

Прикажи — мы будем воду пить…

И однажды, позабыт-заброшен,

Вспомнишь наше: «Ротный, даждь нам днесь…»

Вспомнишь тех, кто первым был подкошен

По твоей услужливой вине…

Такие уж стихи у бывшего (не бывает бывших!) афганца. Как много людей прошли через эту войну… Как мало сумевших написать о ней настоящие строки…

Давно знакома по «45-й», по публикациям на страницах Фейсбука со стихами жителей Града КрестаСтанислава Ливинского и Андрея Недавнего. Была рада увидеть-услышать их «вживую».

И это — ещё одно доброе впечатление-воспоминание о встрече в «Лермонтовке».

Олег Воропаев (Новопавловск) — и его гитара. Две неоднозначные лиричные песни — «Она не умна» и «Хочешь праздника — приезжай!».

Мы приехали. И праздник остался с нами!

И вот ещё о чём скажу-напишу из Ростова:

Мне даже странно представить, что «45-я параллель» изначально задумывалась как региональный проект. Я с ним познакомилась в 2010 году, для меня он сразу был международным огромным проектом, название «45-я параллель» говорит о равноудалённости от полюса и экватора, о единстве русскоязычных поэтов на всех параллелях и меридианах.

В нашей стране за два последних года роль поэта возросла невероятно, снова поэт в России больше, чем поэт. Это в Европе поэты могут немного расслабиться, там можно поиграть со словом, поэкспериментировать с формой. А перед русским поэтом всегда встаёт сверхзадача — болеть чужой болью и думать о человеке. Вот и в песне на слова Сергея Сутулова-Катеринича, с которой я начала свои заметки, мы услышали, что семена стихов убийственны, и правда, стих — это мощное оружие. Или можно вспомнить Курта Воннегута, который сказал, что главное — это поймать человека до того, как он станет генералом, и отравить его душу ядом гуманизма. И это — задача литературы.

Миясат Муслимова, Махачкала:

Приезжаю второй раз на презентацию антологии под знаком «45» и хочу сказать, что выход такой книги — яркое событие не только для Ставропольского края, инициатора и организатора Форума «Белая акация», не только для Северного Кавказа, но и для страны в целом. Согласитесь, это пока редкое явление — формирование поэтических сборников по очень высокому критерию отношения к слову, к поэзии. Немаловажно и то, что при этом одновременно проявляются абсолютная открытость и доверие ко всем авторам, пробующим свои силы, подающим заявки, то есть нет никакой зашоренности или попыток ограничить и сузить все значимые проявления литературной жизни. Чаще всего в последнее десятилетие мы видим либо беспорядочное собирание стихов для сборников как коммерциализацию искусства, либо элитарный или снобистский подход по принципу «открыто для своих». А здесь действительно держат руку на пульсе современной литературы.

И что ещё очень важно — те произведения, которые собраны в этом сборнике, одновременно являются школой мастерства для авторов, как для начинающих, так и для сформировавшихся профессионалов. Так что спасибо вам за эту создающуюся традицию, за те открытия, которые вы делаете для нас в современной русской литературе. Кроме того, я хочу поблагодарить за «собирание сил», за создание единого литературного пространства. Я хочу отметить и хороший пример взаимодействия власти края с творческими силами, благодарю за продуманный и достойным образом организованный Форум творческих союзов, где мы можем получить новые импульсы для созидания, творчества, объединения наших сил.

Василий Рысенков, Торжок:

Параллель поэзии

Окно в мечту — окно ночное…

В полях житейской чепухи,

Облитые кавказским зноем,

Взойдут поэмы и стихи.

Хореи, ямбы и верлибры,

Рождённые в счастливый час,

Лишь «45-го калибра» —

Другой калибр не для нас.

Глаголом — в сердце интернета!

Прицелься! Заряжай! Пали!

Бой кончен. Встретились поэты

И параллель свою нашли.

На сорок пятой параллели

Улыбчивым июньским днём

Собрали нас и обогрели

Живым поэзии огнём.

Хоть не Левша и не из Тулы,

Но смог Пегаса подковать

Наш друг, поэт Сергей Сутулов…

А «45-ой» — двадцать пять!

Татьяна Фоминова, Ростов-на-Дону:

Вернулась из Ставрополя пару дней назад, а ощущение такое, будто я всё ещё там… Как будто продолжается моё удивительное путешествие в этом городе, ставшем таким близким и любимым с первых шагов по его тротуарам, с первых глотков его воздуха.

Незабываемые встречи, открытие новых авторов, ставших любимыми, очарование задушевных посиделок, когда любой разговор неизбежно переходит в чтение стихов. Это так здорово! Удивительно тонкий и мудрый поэт — Юрий Кобрин. Его совет дорогого стоит. Очень рада знакомству с Василием Рысенковым, стихи которого сразу запали в душу. А давние со-ростовчанеОльга Андреева и Александр Соболев стали ещё ближе. Приятно было познакомиться с замечательным, пронзительным поэтомМиясат Муслимовой и глубоко лиричной Александрой Полянской.

Неожиданным бесценным подарком для меня стала поездка в город моей студенческой юности — Пятигорск, где всё буквально дышит Лермонтовым. И снова стихи, стихи, стихи на обратном пути в летящей по вечерней трассе маршрутке.

Дорогие друзья, узнанные мною в эти дни! Вы все мне бесконечно дороги и близки, спасибо вам!

А любимой «45-й параллели» — поздравления с юбилеем! Двадцать пять — возраст уже не юноши, но мужа. И характер сформировался, и на ногах стоит твёрдо. Остаётся пожелать — так держать! И многие лета бессменному флагману-45 — Сергею Сутулову-Катериничу — и его прекрасной музе.

Александра Полянская, Кисловодск:

Прошёл Межрегиональный форум творческих союзов «Белая акация». Пора дать хотя бы себе ответ на некоторые вопросы. Например, всё ли прошло так, как хотелось бы? Каковы итоги в целом? Что именно мне дало участие в нём? Хотя, наверное, об итогах говорить рановато. Сделаем скидку и на то, что никогда не бывает всё так, как тебе хочется. Самое первое, что мне показалось важным, — это возможность неформального общения за пределами своего узкого круга, а также значительное расширение этого самого узкого круга. Некоторых уже встречаешь, как родных. чудо узнавания для меня пока — самый главный итог прошлой недели. Остались и материальные следы в виде полученных книг — раздаточного материала (к сожалению, себя не нашла ни в одной) и подарков от авторов.

Из первых замеченных недостатков — всё ещё слабо пересекаются между собой члены различных союзов, например: писатели — себе, киношники — себе, хотя могло бы от смешения родиться и прелестное дитя — сценарий, к примеру.

Это первые, ещё не отлежавшиеся мысли…

Александр Соболев, Ростов-на-Дону:

Ставрополь, «45-я параллель» и «Белая акация» стали сегодня паролем для многих из тех, кто ищет и трудится в духе. Моя глубокая благодарность людям, которые соединили всё это вместе.

* * *

На Скифской плите, где гуляла волна,

на прахе ракушек, на кряже высоком —

акации цветом, акации соком

пропитана лета тугая струна.

Над свежим пространством, над Градом Креста,

где бродят подпёртые ливнями тучи

и кручи глубинными токами пучит —

начертан поэзии твёрдый устав.

Где жизнь повторяла когда-то азы,

где горы потоками лавы алели,

где в древности были не те параллели —

становится главной платформой Язык,

и русское слово, себе господин,

под крыльями даймонов, жителей рая,

в себя диалектику жизни вбирая,

свои диалекты сливает в один.

И речь без огрехов, и речь без грехов,

и радость, и чьи-то глаза нараспашку,

и Полис, рождённый, наверно, в рубашке,

становится полем и хлебом стихов.

И что бы упорней противилось злу,

и что бы вернее хранило и грело

большого народа усталое тело,

чем ставший единою родиной звук…

PS-45. Ставрополь — Вильнюс — Ростов-на-Дону — Махачкала — Пятигорск — Кисловодск: фестиваль «Сокровенные свирели 45-й параллели» продолжается! На очереди — Челябинск, Нальчик, Франкфурт…

Июнь-2014

Иллюстрации:

эпизоды творческих и дружеских встреч/бесед/провожаний/расставаний.

Фото Ольги Андреевой, Василия Рысенкова,

Александра Шапошникова, Татьяны Фоминовой, Дмитрия Степанова

http://45parallel.net/45−25-stavropol-2

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

(E-mail не будет опубликован)

Текст письма

captcha

Комментарии — 2

  1. Людмила Шутько

    Ольга Юрьевна, спасибо за публикацию!
    Хотя я бы возразила Вашему «соседу» по этой странице Юрию Кобрину: когда это переизбыток культуры рождал банальности? Вот к молчанию он иногда вполне может «приговорить» носителя, а велосипед, наверное, изобретается от другой причины…
    Кстати насчет несения культуры в массы, а заодно и вопроса о региональном или межрегиональном статусе проекта. Много ли было на мероприятии местной, ставропольской публики? Если, конечно, ей осталось место среди такого количества гостей отовсюду :)
    И еще я хочу спросить насчет песни «Моя безумная страна, моя убогая…». Она существует, насколько знаю, в двух вариантах, на две разные мелодии: один — под шансон (в довольно приземленном понимании), другой очень эмоциональный, можно сказать с надрывом. Который из них услышали гости?

  2. avatar
    Ольга Андреева

    Песня — второй вариант, наверное, плюс видеоклип, очень эмоциональный, с узнаваемыми ставропольскими реалиями. Ставропольцев на фестивале было много, в том числе и на нашей презентации — ведь это они начинали «45-ю» в 90-е годы. О некоторых из них — Казакове, Воропаеве, Недавнем, Ливинском — я написала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписаться на комментарии

Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.